13.10.2020 Дмитрий Бертман: «Научить нельзя — можно научиться»

 

Близится к финалу чемпионат ArtMasters, который объединил юных талантливых специалистов творческих профессий со всей России. Участники 16 различных компетенций на протяжении несколько месяцев активно работали, чтобы продемонстрировать мастерство и талант всему профессиональному сообществу. 

Многие деятели культуры и творчества присоединились к проекту, чтобы поддержать участников. Одним из амбассадоров чемпионата ArtMasters стал Дмитрий Бертман — генеральный директор и художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-опера». Он рассказал об уникальности и значимости проекта, изменениях в театральной отрасли и о том, что поможет добиться успехов в творческих сферах. 

Как Вы считаете, в чём уникальность чемпионата ArtMasters?

Во-первых, в фокус этого чемпионата впервые попали специальности, без которых не может обходиться сегодняшний современный театр.

Это профессии, которые зависимы от конкретных личностей и человеческого фактора, от людей, которые посвятили этому жизнь, потому что специального образования у этих профессионалов, как правило, не существует. Это мастера, которых не видит публика, но именно от них зависит качество спектаклей. Этих людей — наперечет. В нашей среде они очень известны, точно так же, как узнаваемы звезды, выступающие на сцене. И мне кажется, что этот чемпионат очень важен для открытия этих имен, чтобы молодые специалисты могли развиваться в этой профессии, чтобы они были очень востребованы.

Как чемпионат может быть полезен участникам? А работодателям?

У нас в среде оперных центров существует такое понятие, как конкурсы вокалистов. Как правило, в этих мероприятиях директорам театров нужны агенты, обеспечивающие работой молодых певцов, которые прослушиваются. Это такая ярмарка, на которой участник может не только получить премию, но и заключить контракт. 

Точно такая же схема используется в этом конкурсе, и у людей возникает интерес. Может, из какого-то театра захотят пригласить гримера или какого-то невероятно талантливого оператора механики сцены, который проводит спектакли. А эта профессия одна из наиболее востребованных на сегодняшний день, потому что сцены оснащены невероятной механизацией и компьютерными технологиями.

Да, это действительно уже новая профессия. А насколько в целом для отрасли важен такой чемпионат?

Невероятно важен! Это просто необходимо! Могу сказать, по своему опыту, что когда я делал свой первый спектакль в Канаде, я познакомился с такой специальностью, которой у нас никогда не было в нашей системе театров — называется стейдж-менеджер. И я понял, что стейдж-менеджер в американской и канадской системе — это самый главный человек в театре. Это специалист, который умеет всё. Он объявляет на выходе, может дать вступление хору, знает, как правильно сделать ролики на декорации. Для меня это была совершенно новая профессия, которая меня потрясла! Я приехал в Москву и сразу начал вводить в нашем театре такую же специальность. Поэтому я думаю, что этот чемпионат даст возможность театрам развиваться в более современном ключе. Сегодня изменения в театре требуют времени, потому что и декорации, и костюмы, и грим, и проведение спектаклей нуждаются в совершенно новых формах и технологий.

Да, это действительно важная миссия чемпионата и подобных мероприятий в целом. Существует ли в театральной сфере дефицит кадров?

Как я говорил, что все эти кадры наперечет. Например, все театры в Москве знают, кто в каком театре является топовым менеджером сцены, лучшим гримером, лучшим бутафором — эти специальности очень зависимы от личного фактора человека, от его самообразования, от его окружения в театре. Поэтому всем эти личности известны. Они очень индивидуальные. Это такие же звёзды, как звёзды на сцене. 

Вы уже упомянули о недоступности специального образования. А как тогда человек может развить свои компетенции и успешно работать?

В Москве, например, существует ТХТУ — Театральный художественно-технический колледж, научный факультет во МХАТе, факультет художников в ГИТИСе. Они есть, но этого очень мало. Сколько бутафоров, гримёров и прочих специалистов может выпустить ТХТУ? Как правило, в театре всё равно работают люди, которые получили какое-то образование, например, визажиста. Но этот визажист попадает в театр и начинает действовать уже как гримёр. Также и художники по свету, которые вырастают внутри цеха. То есть приходит какой-то мальчик, который начинает с подмастерья, учится у конкретного мастера, который уже работает в театре художником по свету и имеет большой опыт, развивается и тоже становится опытным специалистом. То есть это всё очень индивидуально.

 А как Вы оцениваете уровень подготовки таких молодых людей, которые приходят после обучения в институте?

Любое ответвление в творчестве — это только начальная стадия, потому что любое обучение — это накопление опыта. Дальше это обучение должно развиваться уже на практике. Есть такая фраза: «Научить нельзя — можно научиться».

Как Вы считаете, чемпионат может решить реальные профессиональные проблемы в театральной индустрии?

В этом проекте пристальное внимание обращено на тех людей, которые обычно находятся за кулисами и не получают аплодисменты зрителей, хотя в этих децибелах оваций огромное количество неосознанных аплодисментов обращено именно к этим людям.

Почему Вы согласились стать амбассадором чемпионата? Какая у Вас миссия в рамках этого проекта?

Познакомиться с талантливыми молодыми специалистами, увидеть их, открыть, посмотреть на них и пригласить победителей на стажировку и, может быть, на работу в театр.

То есть Вы рассматриваете это как возможность найти себе в штат талантливых кадров в том числе?

Да, конечно! Или порекомендовать в какой-то театр, в котором я работаю, и знаю, что там не хватает такого специалиста.