09.08.2020 Иван Бурляев рассказывает о композиторах-аранжировщиках
«Талант и устремления первичны, а всё остальное со временем приложится»
Чемпионат ArtMasters объединил не только молодых и талантливых людей со всей России, но и топовых экспертов из всех креативных индустрий. Их миссия в рамках соревнования — разрабатывать задания, курировать участников, делиться с ними опытом и помогать в реализации творческих проектов.
Сегодня герой нашего интервью — Иван Бурляев, самый кассовый российский кинокомпозитор последних лет. Он автор музыки к более чем 50 фильмам, среди которых «Мы из будущего», «Т-34», «Текст», нашумевший «Холоп» и многие другие. За три прошедших года фильмы с музыкой Ивана посмотрело более 30 000 000 зрителей в кинотеатрах при бокс-офисе свыше 8 000 000 000 рублей. На ArtMasters он будет курировать участников по компетенции «Композитор-аранжировщик».
В чем, на ваш взгляд, заключается главная особенность чемпионата ArtMasters?
Чемпионат обращается к профессиям, которые сами по себе уникальны, но, как правило, остаются за кадром, в тени. Сейчас, когда они попадут в свет софитов, мы сможем лучше понять, как помочь молодым дарованиям и профессионалам, которые стремятся к большему.
Что может дать участие в чемпионате ArtMasters молодому талантливому профессионалу? А его потенциальному работодателю?
С одной стороны, кадровый голод в индустрии становится все более ощутимым, с другой стороны — талантливая молодежь отчаянно ищет точки входа в профессиональное сообщество. Уверен, что чемпионат, как стартовая страница, способен залинковать спрос и предложение. Он проводится на самом высоком уровне. Участники смогут громко заявить о себе, а индустрия, разумеется, заметит новые имена. И, конечно, не будем забывать про дух соревнования и призовой фонд!
Почему вы согласились стать экспертом чемпионата ArtMasters? Какая у вас миссия в рамках этого проекта?
Миссия — широкодиапазонная и далеко идущая. Согласился сразу!
Дело в том, что я давно обдумываю и вынашиваю различные инициативы, касающиеся российской медиа- и музыкальной жизни. В первую очередь, меня, конечно, волнует родное для меня направление кино, но поскольку остальные медиасегменты очень близки по вектору, постараемся «убить всех зайцев». Мне крайне важно увидеть нужды участников, сравнить с тем, что вижу я, и заявить с высокой трибуны чемпионата наши общие пожелания. Сейчас мы как сорняки: растем сами по себе и вопреки всему. Но при этом мы носители великой музыкальной культуры и школы. Мы не имеем права отставать в развитии от своих иностранных коллег. Надо сосредоточиться, и вперёд — на обгон! Для этого необходим системный подход: в образовании, в строительстве профессионального сообщества, в организационной, технической и юридической сферах. Именно поэтому ArtMasters — это уникальный шанс быть услышанным. Искренне надеюсь, что мы его не упустим!
Может ли человек без специального профессионального образования развить свои компетенции в вашей профессии и успешно работать?
Безусловно! И Ханс Циммер — яркий тому пример. Другое дело, что на сегодняшний день, например, кинокомпозиторского образования в нашей стране попросту не существует, и каждый новичок изобретает свой собственный велосипед, совершает одни и те же ошибки на своём пути, пробивая дорогу талантом и работоспособностью. Некоторые ребята едут учиться за рубеж, что обидно, так как наладить актуальную методику обучения в России — это не архисложная задача. У нас есть абсолютно всё, кроме методики. Почему Китай успешно перенимает лучший мировой опыт, а мы то ли стесняемся, то ли застыли внутри великой, но устаревшей советской школы? Я считаю, что необходимо помочь молодым музыкантам получить предметные сфокусированные знания, чтобы они не тратили впустую столько времени, сколько тратило моё поколение «киномузыкальных самоучек», продвигаясь через дебри проб и ошибок. Что касается фундаментального музыкального образования, которое в России может получить любой желающий, — оно, безусловно, не менее важно, особенно в долгосрочной перспективе, так как открывает двери в творческое долголетие через мультижанровость. И тем не менее, талант и устремления, на мой взгляд, первичны, а всё остальное со временем приложится.
Насколько чемпионат ArtMasters важен для вашей профессии, отрасли?
Поскольку это первая ласточка, на этот вопрос можно будет ответить несколько позже, но надежды и ожидания самые радужные. Сейчас я бы сформулировал так: «Да ладно! На нас обратили внимание! Ребята! Ура!» А дальше — время покажет.
Какие медиаформаты вы будете использовать в конкурсных заданиях?
Мы очертили для будущих участников широкий круг — медиапространство в целом. Это кино, сериалы, театр, любые виды рекламных роликов, шоу-программы, мюзиклы — все, где музыка существует как важная составная часть, но не сама по себе. Где она подчиняется законам драматургии, помогает интересно и эмоционально рассказать историю, образуя единое целостное произведение. Ребят, пишущих песни, мы тоже ждем, но хочу сразу предупредить: задания написать песню не будет. Лучше прокачайте ваши знания по драматургии.
Рассматриваете ли возможность продолжить сотрудничество с талантливыми ребятами после чемпионата?
Я всегда открыт к коллаборациям и долгосрочному сотрудничеству. Обожаю работать в команде. Так что, конечно, да!
Что бы вы пожелали участникам Чемпионата?
Показать нам всё лучшее! Я прекрасно понимаю, насколько разные таланты нам встретятся. Кому-то близка мелодраматическая романтика, кому-то — эпический экшн, кто-то разбирается в аналоге, кто-то — гений в цифре. Но если талант есть, покажите его нам, а мы, со своей стороны, обещаем честность и беспристрастность судейства, если это слово вообще применимо к музыке. Есть одна мудрость: шанс выпадает редко, но готовым нужно быть всегда. Если вы готовы, welcome to ArtMasters!