27.07.2020 Анатолий Горонеско: «В симуляторах виртуальной реальности человек может побывать кем угодно – от космонавта до дворника и выбрать дело по душе»

 

Чемпионат ArtMasters объединил мэтров российской культуры и экспертов из всех креативных индустрий, миссия которых — создавать все условия для честного и открытого соревнования, поддерживать участников и делиться с ними опытом. 

Дизайнер смешанной реальности — это одна из компетенций чемпионата и одна из профессий будущего: профессионалов в этой сфере пока что не так много, но они очень востребованы. Таким специалистом является Анатолий Горонеско, основатель стартапов VR Sphera и VR Cast, руководитель проектов повиртуальной реальности в Олимпийской Вещательной службе (OBS). Главный эксперт чемпионата ArtMasters рассказал, кому легко войти в профессию и как новые технологии помогут психологам.

В чём уникальность фестиваля ArtMasters, что он может дать участникам и работодателям?

Я убеждён, что творческие конкурсы стимулируют развитие потенциала и дают возможность получить признание. Участие в таком большом федеральном проекте позволит поверить в свои силы, наладить связи, выйти на новые орбиты своего профессионализма или просто сменить род деятельности. Подобные инициативы помогают людям творческих профессий не замыкаться в вакууме и преодолевать собственные пределы. 

Насколько доступно образование по направлению, связанному с VR? Может ли человек без специального образования этим заниматься?

В нашей профессии образование получить практически невозможно. Много разрозненной информации находится в смежных отраслях — это геймдев, архитектура и все, что связано с 3D-моделированием. Однако компетенции по смешанной реальности в междисциплинарном смысле получить практически негде. Приходится много времени уделять самообразованию. Именно сейчас мы живем в уникальное время — его называют «голубой океан», когда каждый профессионал может развить свое направление, найти последователей и оставить царапину “на сердце”, создать задел на многие десятилетия в будущем. Со временем будет появляться все больше курсов, но я рекомендую получать личный опыт. 

Настоящий профессионал отличается от любителя именно тем, что знает десять тысяч способов, которые не работают, поэтому надо идти вперед и не бояться ошибок.

Есть ли сейчас дефицит молодых специалистов? 

Здесь рынку настолько не хватает специалистов, что достаточно уметь хоть что-то для получения работы или заказа в режиме фриланса. Это можно сравнить с профессией врача — к хорошему специалисту всегда очереди. В этом плане голод рынка просто неутолим и специалистов нужно как можно больше. Тем временем профессионалом дополненной реальности может стать даже школьник или молодой человек без опыта или с экспертизой в смежных отраслях — кинематографе и анимации. Профессия доступна абсолютно для всех возрастов и мы очень ждем новых участников.

Если вы встретите какого-то перспективного или талантливого человека, то будете готовы с ним продолжать сотрудничество?

Конечно! Даже в нашей группе компаний есть кадровый голод. Мы работаем в разных направлениях и всё время находимся в поиске талантливых людей, а их очень мало. Возможно чемпионат позволит сделать такой лифт, который будет поднимать специалистов на рынок

Как технологии VR влияют на культурную индустрию? 

Первое — это экономия времени. Через освещение, скетч или концепт в виртуальной реальности можно очень быстро донести ряд смыслов до большого количества людей. Например, концепт-дизайнер может создать сцену, свет и движение персонажей. Режиссер внесет коррективы, и вся творческая бригада моментально окажется на одной странице. Пробы и какие-то натурные эксперименты отняли бы очень много времени. Также виртуальная реальность очень приблизилась к науке и образованию — это самые главные драйверы прогресса, которые относятся к нацпроектам. В условиях новой реальности людям приходится работать и учиться удаленно. Здесь особенно востребована технология телеприсутствия, а также дистанционная трансляция опыта и состояния. 

Человека можно просто перенести?

Да, и получить именно этот опыт. Многие спрашивают детей «Кем ты хочешь стать?», а откуда они знают? Дайте им возможность в VR-шлеме потушить пожар, полетать в космосе или попробовать другую роль от первого лица. В симуляторах виртуальной реальности человек может побывать космонавтом и примерно понять, что такое нулевая гравитация. Кстати, Facebook получил награду «Эмми» за дизайн полностью воссозданной космической станции (приложение Mission ISS), по которой можно было летать. Сейчас технологии виртуальной реальности помогут людям раньше определяться с тем, что они хотят попробовать в жизни.

Это как компьютерная игра, но ты можешь примерить на себя какие-то сценарии реальной жизни?

Да, например, мы делали опыты с психологами в направлении семейной терапии.  Муж и жена носят камеру 360° и просто снимают, что происходит. Затем они обмениваются ролями: муж надевает шлем и смотрит на себя глазами жены, слышит, видит артикуляцию, интонации и жесты. Также супруга. Даже психолог не нужен — феномен в том, что люди сами приходят к некой симметрии, наблюдая свое поведение со стороны. Есть ряд неочевидных применений технологии, которые также могут принести огромную пользу и позволят людям познать себя. Это сейчас в тренде и большом дефиците.

Каких навыков и талантов вы ждёте от участников? По каким критериям будете выбирать?

Прежде всего, мы будем оценивать самобытность, потому что профессия дизайнера предполагает отличие от общепринятых норм. Это человек, который может привнести в мир то что-то новое — смыслы, образы, формы и цвета, влияющие на других людей. Для этого он должен уметь смотреть за горизонт, на 5-10 лет вперёд. Мы будем обращать внимание на то, насколько быстро участники могут перейти в состояние творческого потока и придумать что-то уникальное. Нас интересует некий стержень и желание быть самим собой, создать собственный стиль или бренд. Безусловно, мы будем учитывать и технические навыки — насколько аккуратно человек исполняет текстуры и относится к работе.

Что пожелаете участникам ArtMasters?

Верить в себя, идти вперед, оставить страхи позади, делать что-то крутое, соревноваться, знакомиться и наслаждаться жизнью.