26.10.2020 Кирилл Крок: «Театр — это всегда творчество. Театр — это всегда поиск»

 

В этом году чемпионат ArtMasters состоялся впервые, но он уже привлек внимание всей творческой индустрии. Соревнование проходило по 16 компетенциям, включая те, без которых не состоится ни один спектакль: художник по гриму, художник по костюмам, сценограф, оператор механики сцены, художник по свету.

Одной из ключевых фигур театральной индустрии России, который способен по праву оценить значимость этих компетенций, является Кирилл Крок директор Театра имени Евгения Вахтангова и член Оргкомитета ArtMasters. Он поделился с нами своими взглядами относительно будущего театральной индустрии, а также рассказал о том, как готовят специалистов для театра и что такое творческий коллектив на самом деле.

 Как вы считаете, в чём уникальность чемпионата ArtMasters, и чем бы он мог помочь участникам и, например, потенциальным работодателям?

Мне кажется, любой профессиональный форум или конкурс помогает выявить среди молодых специалистов лидеров, людей, которые имеют широкий потенциал и диапазон своих возможностей. Он даёт им стартовую площадку, является так называемым социальным лифтом. Поэтому чемпионат ArtMasters – площадка, которая позволяет показать себя, испытать свой шанс, заявить о себе в профессии. Есть очень хорошая пословица, что судьба — это характер. Я считаю, что если у человека есть характер и желание попробовать свои возможности в другой среде, добиться результатов, то у него, вероятно, всё получится.

А насколько такие инициативы как чемпионат ArtMasters важны для отрасли в целом и, например, для Театра Вахтангова?

Я скажу об отрасли. В какие бы регионы России мы ни приезжали, я везде слышу, как не хватает специалистов — видеослужбы, свет, звук. Каждый российский региональный театр испытывает колоссальные проблемы со специалистами. И мне кажется, что у людей, которые приехали на этот чемпионат, появился шанс, во-первых, заявить о себе, во-вторых, вернуться в свой город с другим статусом: повысить свой уровень профессионализма и поднять свою самооценку. Я считаю, что и для региональных театров будет иметь огромное значение, что в их театре работает человек, который поехал в Москву на профессиональный конкурс ArtMasters и завоевал призовое место. 

И у самого человека изменится отношение к себе, если он рискнет.

Безусловно, и самооценка повысится, и в профессиональном деле он приобретет значимый опыт. Вот я, столько лет этим занимаюсь, но всякий раз, когда я приезжаю в какой-то город, в любой региональный театр, я очень внимательно смотрю, как у них все устроено на сцене, как —  за сценой. Я черпаю для себя что-то новое, интересное, фотографирую какие-то вещи, запоминаю, стараюсь это привести в Академический театр Вахтангова.

А насколько доступно образование по тем специальностям, по тем компетенциям, которые есть на чемпионате? Например, художник по гриму, сценограф?

К примеру, машинисты сцены сегодня учатся в одном месте — в Москве. Это театрально-производственное училище, которое находится на метро «Аэропорт». Вы только посмотрите, как они сейчас правильно называются. Больше никто нигде не учит. Специализация «художник по свету» есть в школе-студии МХАТ. Звукорежиссура есть только во ВГИКе, но, опять же, там — более широкий спектр, а именно театральной звукорежиссуре, по-моему, так практически нигде и не обучают. Точнее можно получить специализированное образование во ВГИКе, в институте телевидения, но это больше, скажем так, для кино, а театральной специфике уделяется очень небольшое внимание. 

Да, у нас есть такая интересная специальность «оператор механики сцены».

Я как раз об этом и говорю — машинист сцены. В своё время, чтобы не соврать, лет 25-30 назад, этому учили в театрально-техническом училище, которое находится на станции метро «Аэропорт». Оно сейчас тоже сохранилось как среднее профессиональное учебное заведение, но есть ли там эта специальность — по-моему, есть. Но оно единственное на всю страну. Как вы понимаете, это капля в море.

А ведь ещё и технологии меняют эту профессию.

Естественно! К примеру, сейчас мы в Театре Вахтангова проводим модернизацию верхнего механооборудования, и когда всё это закончится, мы отправим двух наших ведущих монтировщиков сцены на двухнедельную стажировку, чтобы научить их пользоваться программным обеспечением, сенсорным пультом. Так будет управляться вся верхняя механизация сцены в Театре Вахтангова, и это тренд сегодня, это тоже нужно. Даже в Театре Вахтангова на сегодняшний день таких специалистов, которые знают, как поднять и опустить штанкет, нет. Дело в том, что до недавних пор в Театре Вахтангова стоял штанкет с противовесом, монтировщик поднимался на мостик, и ему давали команду «опускай вниз», «поднимай вверх», и он тянул канат в соответствующем направлении. А теперь это будут совершенно иные технологии, другое качество труда, и нужен новый уровень знаний для того, чтобы работать в современном театре.

А насколько для таких узкопрофильных и технических специалистов важно обладать каким-то художественным видением? Я правильно понимаю, что они сочетают в себе эти две ипостаси?

Смотрите, я кто? Художник по свету — да, художник по костюму — да, художник-гримёр — да, ну, монтировщик сцены, наверное, в меньшей степени. Но всё равно эти люди должны быть пропитаны творчеством и, условно говоря, понимать, что такое медленная скорость подъёма, подъём штанкета, темпоритм музыки. Всё равно все эти люди так или иначе пропитаны духом творчества в театре, они впитывают всё это. Они понимают, что такое сценическая культура, как нужно относиться к сцене — уважительно, беречь, оберегать. Всё равно в хорошем театре эти незримые навыки профессии прививаются людям.

Скажите, пожалуйста, те специалисты, которые к вам приходят, наверняка вы тоже многих собеседуете, как вы оцениваете уровень их подготовки?

В Театр Вахтангова мы стараемся всех брать с опытом работы в каком-либо театре. У каждого разный уровень, да и технологии очень быстро развиваются. Если раньше осветитель в театре направлял фонари перед началом, менял у них фильтры, направлял их на определённую точку, потом шёл к пульту, который был чисто механическим, и вёл спектакль, то сегодня в этом деле есть чистое разделение. Те, кто стоит за микшерской консолью, миникомпьютером, с помощью которого можно позиционировать свет, должны иметь определённые знания, обладать навыками пользования программой. К тому же, сегодня 80% светового оборудования — это интеллектуальные приборы, которые при помощи компьютера направляют, записывает позиционирование света и сохраняют в памяти компьютера. Поэтому сегодня, если говорить об этой специальности — художник по свету или осветитель — она имеет очень чёткое разграничение: те, кто обслуживает оборудование, и те, кто ведёт спектакль, кто знает компьютерное программирование. Поэтому тут совершенно разный набор компетенций, которыми должен обладать человек, претендующий на эту должность.

Теперь немножко поговорим о театре. Какие тренды вы выделяете в современном театральном искусстве? Что сейчас происходит с нашим театром? Как, может быть, на него повлияла эпидемия?

Мне кажется, это конъюнктурный вопрос. Как его изменил эпидемия? Изменил так, что театр не работал почти полгода. Мы очень ждали встречи со зрителем. Какие тренды? Самый главный тренд сегодня — это сделать хороший спектакль, поставить спектакль, который будет любим публикой, прежде всего, признан театральным сообществом. Как его сделать? Как это придумать? Если бы кто-то решил это уравнение, он бы сразу получил Нобелевскую премию! Театр — это всегда творчество. Театр — это всегда поиск. И всегда очень трудно нащупать это. Иногда, кажется, что и актёры блестящие, и пьеса хорошая, и литературный материал, и режиссёр интересный, но что-то не получается, что-то не складывается. Это искусство. Мы всегда начинаем работать, делать что-то серьёзное, но мы никогда не знаем финальный результат. Мы всегда хотим, чтобы он был хорошим, но иногда это случается, а порой — нет.

А среди закулисных профессий вы какую бы выделили для себя? Какая профессия для вас самая важная?

Знаете, сегодня театр — это такое полифоническое зрелище, как большой симфонический оркестр, и роль каждого инструмента, каждой скрипки, каждой виолончели, каждой флейты очень важна для театра! И только когда все эти инструменты настроены и правильно звучат, проявляется величие искусства театра.

Расскажите подробнее о вашем театре. Стала ли команда театра настоящей семьей? Что вас объединяет?

В театре работает 423 человека, и не сказать, что каждый мыслит одинаково и смотрит в ту сторону, которую нужно… Конечно, это огромный плюрализм мнений, который есть в любом в творческом коллективе. И есть абсолютно разные точки зрения, различные актёрские поколения, разновозрастные люди, которые по-своему оценивают каждый спектакль. Но то, что мы объединены какой-то общей идеей, служением дому на Арбате — это да! И каждый выполняет эту роль по-своему. А говорить, что это какая-то монолитная команда… Нет, команда может быть только в армии: есть рота, у каждой роты взвод, там есть взводный, вот взводный сказал делать так, и все делают так. Театр — это не взвод, это не рота, это всегда большое поле мнений и разных оценок.

А тогда какое определение подошло бы в большей степени для того, чтобы как-то описать коллектив театра?

Наверно, коллектив, который смотрит в будущее, который направлен к своему столетию и стремится делать всё, чтобы эта жизнь была красивее. Чтобы случился праздник театра, чтобы мы вспомнили всех тех, кто за столетие служил в этих стенах, чтобы почтить их память, поговорить о будущем и сделать это будущее прекрасным в самом хорошем, добром смысле.