18.07.2020 Анастасия Нефедова: «Художников судить невозможно — только принять и насладиться их творчеством»

 

Чемпионат ArtMasters объединил мэтров российской культуры и экспертов из всех креативных индустрий, миссия которых — создавать все условия для честного и открытого соревнования, поддерживать участников и делиться с ними опытом.Одна из компетенций чемпионата — художник по костюму. Это  специалисты, которые раскрывают художественный замысел и характер персонажей  визуальными средствами — через детали одежды и аксессуары.  

Яркий представитель профессии — Анастасия Нефёдова, художник театра, кино и рекламы, сценограф, главный художник Электротеатра, куратор направления «Художник театра и кино» Школы дизайна Высшей школы экономики, лауреат премии «Золотая маска». Главный эксперт чемпионата ArtMasters поделилась взглядами на профессию и рассказала, что отличает талантливого художника.

Как вы считаете, в чём уникальность чемпионата ArtMasters?

Его потенциальная уникальность в том, что он поможет популяризировать творческие профессии в области театра и кино, суть которых известна немногим. Мы знаем режиссёров, операторов, но не знаем художников-постановщиков и художников по костюму — их знает только очень узкая аудитория, да и то не особо. И, конечно, было бы здорово, если такого рода конкурсы смогут изменить отношение общества к узкоспециализированным профессиям.

Есть ли дефицит кадров в вашей профессии?

В креативных профессиях всегда существует дефицит кадров, так как каждый художник уникален, а если он очень крутой, то, соответственно, очень востребован.  В нашей отрасли бывают такие проекты, когда один художник объединяет других художников в рамках творческой лаборатории. Я в таком направлении тоже работаю и это очень помогает объединить вокруг себя профессионалов, регулярно слышать и слушать их профессиональное видение, мнение.

Вы можете «подтягивать» студентов, приглашать их на какие-то стажировки, практики и проекты?

Конечно, но это должны быть люди, которых я увидела, воспитала и поняла, на что они способны. И даже здесь каждый раз бывают сюрпризы. Проверка работой — это не проверка учебой. Это абсолютно разные вещи. Людям может казаться «Я могу!», а потом они сталкиваются с реальностью, и возникает какая-то другая история.

Как бы вы определили свою миссию в рамках чемпионата ArtMasters?

Я не воспринимаю себя каким-то судьей, потому что художников судить невозможно — их можно только принять и насладиться их творчеством. Если мы говорим про профессию художника по костюмам, мне бы хотелось, скорее, больше раскрыть ее суть, чем сделать ее более популярной, потому что она всё равно всегда будет узкой и элитной. Нужно проявить её в обществе, чтобы люди и сами художники, в частности, понимали, что представляет эта профессия. Как выясняется, до конца этого не понимают даже люди, которые учатся или приходят учиться. Иногда я сталкивалась с таким в кино, когда люди вокруг не понимают, что ты делаешь. Можно утилитарно подходить к этой профессии, но мы говорим про смыслы — что есть образ человека, как он проявляется внешне и внутренне и как с этим работать.

Вы коснулись темы про художественное осмысление образов, персонажей. А каким мастерством, какими конкретными навыками, на ваш взгляд, должен обладать художник по костюмам? 

Выражение своего художественного мышления происходит через эскиз, в нём очень часто всё уже становится видно. При этом человек может обладать прекрасной техникой рисования, но не передавать образ персонажа, героя. За этим очень интересно наблюдать, хотя многое, конечно, зависит от задачи. 

На какие качества участников чемпионата вы будете обращать внимание? Что вы попытаетесь разглядеть в них?

Это какая-то самобытность. Однажды я побывала на таком семинаре, куда приезжали художники со всей России из очень глубоких, далёких мест. Они показывали свои работы и рассказывали о том, что они делают. Это люди разного возраста, которые уже работают в театрах. Была интересна их необычность, то, что делает их уникальными. Понятно, что исполнителей-художников достаточное количество, это прекрасные и уважаемые специалисты, которые могут воспроизвести любую историческую эпоху, добиться высокого качества костюма — это один из важнейших навыков. Но мне, как художнику, интересна креативность и уникальность тех, кто пришёл в этот мир сказать что-то, что до него никто не говорил. Или сказать каким-то своим, особенным языком.

Как, по вашему мнению, профессия художника по костюму изменится через 5, 10 лет? Влияют ли на неё технологии?

Мы сейчас очень много на эту тему общаемся с Анатолием Горонеско. Он, как человек из уже настоящего будущего, с крутыми штуками и технологиями, рассказывает нам какие-то удивительные вещи. Например, последний раз он мне прислал лазерный проектор, который может наносить изображение на объемный объект. Как KD mapping, но уже более продвинутая технология. Это завораживает. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня в обучающем процессе студенты получали возможность понимания иных технологий, не связанных с ручным трудом. Хотя ручной труд всегда останется элитным. Чем больше будут развиваться технологии, тем более дорогие и качественные вещи будут уходить из-под рук. Возможно, скоро из-за технологий будет сложно различить, где крутой художник, а где не очень. Однако я предполагаю, что какой-нибудь пранкер или высококлассный специалист будет пользоваться этими технологиями в каком-то особом, оригинальном ключе. Как художник по костюмам, я всегда мечтала сделать мультик, потому что мне очень нравится мультипликация, и как в ней выглядят герои. Но пока подобных коллабораций мало, потому что это кропотливый труд — общаться с художником и подстраивать его под технологии, а технологии — под него.

Что бы вы пожелали участникам чемпионата?

Расслабиться и получить удовольствие! Если ты делаешь классные вещи в напряжении, то они такими и будут. Я бы пожелала свободного полёта и думать не о результате, а получать удовольствие от процесса. Эта энергия всегда передается и открывает помогает творческому потенциалу раскрыться.